Причины и способы преодоления мышечных зажимов у музыкантов

Наверное, перед каждым музыкантом хотя бы раз вставала проблема мышечного зажима. И в данном случае слово «расслабься» только усугубляет ситуацию. Ведь хотя данная тема не нова, не все знают, откуда берутся эти зажимы и как их преодолевать.

Обычно эта проблема возникает не у новичков, как может показаться на первый взгляд. Ведь у начинающих и произведения достаточно простые, и педагоги более внимательны к ним на первых порах.

Причин мышечных зажимов может быть несколько:

  1. Игра произведения в быстром темпе. Это встречается довольно часто: ученик прекрасно читает с листа, и ему лень разучивать произведение в медленном темпе.
  2. Высокая сложность музыкального произведения. Возможно, преподаватель (или сам ученик) оказался слишком амбициозен, и подобрал произведение, которое превосходит возможности ученика.
  3. Изначально неправильная постановка кистей рук, корпуса, головы.
  4. Изучение произведения в медленном темпе неверной аппликатурой.
  5. Неумение расслабляться при исполнении темпераментного произведения.
  6. Боязнь сцены, излишнее волнение.

Как же преодолеть эти зажимы, когда нервы и так на пределе и «просто расслабиться» кажется практически невыполнимой задачей?..

Во-первых, существует самое важное и безоговорочное правило, которое в большинстве случаев исключит возможные зажимы – разучивание произведения в медленном темпе.

Во-вторых, если произведение оказалось непосильным, есть два решения – поменять его либо терпеливо отрабатывать все пассажи в медленном темпе.

В-третьих, очень важно с самого начала учиться правильной постановке рук и корпуса, необходимо, чтобы юный музыкант чувствовал себя комфортно, взаимодействуя с инструментом.

Если же причиной ваших зажимов стали психологические аспекты – волнение, неумение расслабляться, решение такой проблемы будет гораздо сложнее. В данном случае нужно работать с управлением эмоциями. Также можно попробовать дыхательные практики, йогу, танцы – они помогут прочувствовать свое тело, научиться его контролировать, наладить его связь с мыслительной деятельностью.

Ну, а если все это для вас не ново, существует такая методика, как идеомоторная тренировка. Суть ее в том, чтобы наладить координацию, связь мысли и движения. Проще говоря, сначала необходимо представить движение с максимальной точностью, прочувствовать его. Такая тренировка поможет в быстром освоении материала без зажимов.

Для начала необходимо мысленно сформировать определенное движение, и только после этого пытаться воплотить его на инструменте. Очень важно на первом этапе максимально точно представить все мельчайшие подробности.

После того, как вы сформировали мысль, нужно пропустить движение через мышцы, прочувствовать все ощущения.

Следующим этапом будет подключение речи. Проговаривайте вслух то, каким образом вам нужно выполнить тот или иной пассаж. Например, «аккорды играть расслабленной кистью», «первую ноту взять четко и цепко».

Идеомоторные проигрывания можно делать в любое время, даже после того, как вы выучили произведение. Для этого нужно удобно расположиться, расслабиться, и с закрытыми глазами медленно сыграть в уме кусочек произведения, одновременно проговаривая его вслух. Подобные тренировки помогут вам не только избежать мышечных зажимов, но и быстрее выучить произведение.

Хотелось бы подчеркнуть, что следование этим советам позволит не только преодолеть мышечные зажимы, но и полностью предотвратить их.

© Арина Граханцева